УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ВЫЧИСЛИТЕЛЬ АККОРДОВ ГИТАРНОЙ АППЛИКАТУРЫ Как открыл для себя автор данной статьи, воспользовавшись классической теорией музыки, существуют семь основных нот: до ре ми фа соль ля си C D E F G A B Продолжим этот ряд дальше и пронумеруем каждую ноту по порядку, начиная с ноты "до": C D E F G A B C D E F G A 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Эти цифры называются ступенями звукоряда. На них и строятся все аккорды. В классической музыке эти ступени называются следующим образом 1 - тоника (прима); 2 - секунда; 3 - терция; 4 - кварта; 5 - квинта; 6 - секста; 7 - септима; 8 - октава; 9 - нона; 10 - децима; 11 - ундецима; 12 - секдецима; 13 - терцдецима. Простой аккорд, который обозначается всего одной буквой - это мажорное трезвучие. Он поэтому и называется трезвучием, что состоит всего из трех звуков. Эти звуки - тоника, терция и квинта, то есть 1, 3 и 5 ступени. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что в аккорд, который обозначается буквой "C"(до-мажор) входят ноты "до", "ми", и "соль". Те, кто знают, где на гитарном грифе находятся эти ноты, смогут без труда поcтроить различные варианты аккорда до-мажор: 6 5 4 3 2 1 - это номера струн | | | о5 | о3 --|----|----|----|----|----|-- - | | | | х1 | I | это Вар.1 --|----|----|----|----|----|-- | | | х3 | | | II > номера --|----|----|----|----|----|-- | х5 х1 | | | | III | ладов --|----|----|----|----|----|-- - (значок "х" означает, что в этом месте струну следует прижать пальцем, а цифра рядом - номер ступени аккорда. Значок "о" озна- чает открытую струну). 6 5 4 3 2 1 --|----|----|----|----|----|-- x5 x1 | | | х5 III --|----|----|----|----|----|-- Вар.2 | | | | | | IV --|----|----|----|----|----|-- | | x5 x1 x3 | V --|----|----|----|----|----|-- 6 5 4 3 2 1 --|----|----|----|----|----|-- x1 | | | x5 x1 VIII --|----|----|----|----|----|-- Вар.3 | | | x3 | | IX --|----|----|----|----|----|-- | x5 x1 | | | X --|----|----|----|----|----|-- Если в обозначении аккорда есть буква "m", то это минорный аккорд. Например, аккорд Cm - это минорное трезвучие, которое отличается от мажорного только тем, что третья ступень в нем понижена на пол-тона. На гитарном грифе следует переместить третью ступень на один лад вверх, и мы получим вместо "до-мажора" аккорд "до-минор": 6 5 4 3 2 1 - это номера струн | | | о5 | - --|----|----|----|----|------- - | | x(m) | х1 - I | это Вар.1 --|----|----|----|----|------- | | | | | | - II > номера --|----|----|----|----|------- | х5 х1 | | | - III | ладов --|----|----|----|----|------- - В этом варианте первую струну придется заглушить, потому что третья ступень была на открытой первой струне, и выше ладов уже нет. 6 5 4 3 2 1 --|----|----|----|----|----|-- x5 x1 | | | х5 III --|----|----|----|----|----|-- Вар.2 | | | | x(m) | IV --|----|----|----|----|----|-- | | x5 x1 | | V --|----|----|----|----|----|-- 6 5 4 3 2 1 --|----|----|----|----|----|-- x1 | | x(m) x5 x1 VIII --|----|----|----|----|----|-- Вар.3 | | | | | | IX --|----|----|----|----|----|-- | x5 x1 | | | X --|----|----|----|----|----|-- Если аккорд имеет в своем обозначении какую-либо цифру, то это означает добавление соответствующей ступени. Например, аккорд C6 имеет кроме 1-й, 3-й и 5-й ступеней еще и 6-ю ступень (ноту "ля"): Может добавляться не одна, а больше ступеней. Тогда в обозначении аккорда они разделяются знаком "/". Например, аккорд С6/9 состоит из 1-й, 3-й, 5-й, 6-й и 9-й ступеней. (9-я ступень - это нота "ре"): 6 5 4 3 2 1 - это номера струн | | о9 | | о3 --|----|----|----|----|----|-- - | | | | х1 | I | это Вар.1 --|----|----|----|----|----|-- | | | | о6 | | II > номера --|----|----|----|----|----|-- | х5 х1 | | | | III | ладов --|----|----|----|----|----|-- - (значок "х" означает, что в этом месте струну следует прижать пальцем, а цифра рядом - номер ступени аккорда. Значок "о" озна- чает открытую струну). 6 5 4 3 2 1 --|----|----|----|----|----|-- x5 | | | | | III --|----|----|----|----|----|-- Вар.2 | | | | | | IV --|----|----|----|----|----|-- | х9 x5 x1 х3 х6 V --|----|----|----|----|----|-- 6 5 4 3 2 1 --|----|----|----|----|----|-- | | | | | x1 VIII --|----|----|----|----|----|-- Вар.3 | | | x3 | | IX --|----|----|----|----|----|-- х9 x5 x1 | х6 | X --|----|----|----|----|----|-- Если в обозначении аккорда встречается "+" или "-" ("#" или "b"), то это означает что соответствующую ступень следует повысить или понизить на пол-тона, т.е. на гитарном грифе перенести ее на один лад вниз или вверх соответственно. Например, аккорд C5+ - это "до-мажор" с повышенной пятой ступенью: 6 5 4 3 2 1 - это номера струн | | | | | о3 --|----|----|----|----|----|-- - | | | x5+ х1 | I | это Вар.1 --|----|----|----|----|----|-- | | | х3 | | | II | номера --|----|----|----|----|----|-- > | х1 | | | | III | ладов --|----|----|----|----|----|-- | x5+ | | | | | IV | --|----|----|----|----|----|-- - 6 5 4 3 2 1 --|----|----|----|----|----|-- | x1 | | | | III --|----|----|----|----|----|-- Вар.2 x5+ | | | | x5+ IV --|----|----|----|----|----|-- | | | x1 x3 | V --|----|----|----|----|----|-- | | x5+ | | | VI --|----|----|----|----|----|-- 6 5 4 3 2 1 --|----|----|----|----|----|-- x1 | | | | x1 VIII --|----|----|----|----|----|-- Вар.3 | | | x3 x5+ | IX --|----|----|----|----|----|-- | | x1 | | | X --|----|----|----|----|----|-- | x5+ | | | | XI --|----|----|----|----|----|-- Может быть, не все из этих аккордов удобно брать на грифе, они здесь приведены только в качестве примеров. Ниже будет показано, как находить более удобные варианты. Я не хочу больше утомлять читателей описанием всевозможных аккордов. Подытожим только общий принцип их построения: - Аккорд, обозначаемый одной буквой, состоит из 1, 3, и 5 ступеней; - В аккорде с буквой "m" третья ступень сдвинута на один лад вверх; - Аккорд, имеющий в своем обозначении цифру, означает добавление соответству- ющей ступени (особый случай для цифры "4". Ее присутствие означает, что третья ступень заменяется четвертой) - Аккорд, имеющий в своем обозначении плюс или минус, означает сдвиг соответ- ствующей ступени на один лад вниз или вверх. А как находить эти ступени на грифе? Если мы знаем,где находится хотя бы одна из ступеней, то остальные найти довольно просто. Как устано- вил автор данной статьи, при перемещении с шагом в один лад вниз (к бриджу) по любой струне ступени меняются в следующем порядке: 1 (тоника) 9- (уменьшенная нона) 9 (чистая нона) 9+, она же "m" (увеличенная нона совпадает с уменьшенной минорной терцией) 3 (мажорная терция) 4, она же 11 (кварта совпадает с ундецимой) 5- (уменьшенная квинта) 5 (чистая квинта) 5+ (увеличенная квинта) 6, она же 13 (секста совпадает с терцдецимой) 7 (чистая септима) 7+ (увеличенная септима) 1 (тоника) .... Так как гитарные струны имеют фиксированную настройку относительно друг друга, то и относительное расположение ступеней на всем грифе строго фиксировано. Например, если найти первую ступень на каком-то из ладов первой струны, то на второй струне на этом же ладу будет пятая ступень, и т. д. Это дает возможность, зная аккорд в одной тональности, построить аккорд того же типа в другой тональности, перенеся его по грифу на определенное количество ладов вверх или вниз. При этом форма самого аккорда не изменяется. Например, сравним аккорды "до-мажор" и "ре-мажор", у которых тоника на первой струне: 6 5 4 3 2 1 --|----|----|----|----|----|-- C x1 | | | x5 x1 VIII --|----|----|----|----|----|-- "До-мажор" | | | x3 | | IX --|----|----|----|----|----|-- | x5 x1 | | | X --|----|----|----|----|----|-- 6 5 4 3 2 1 --|----|----|----|----|----|-- D x1 | | | x5 x1 X --|----|----|----|----|----|-- "Ре-мажор" | | | x3 | | XI --|----|----|----|----|----|-- | x5 x1 | | | XII --|----|----|----|----|----|-- Как мы здесь видим, форма аккорда и взаиморасположение ступеней сохранились, изменились только номера ладов. В первом случае тоника (нота "до") находится на восьмом ладу первой струны, а во втором случае тоника (нота "ре") находится на десятом ладу. А если абстрагироваться от ладов, то можно найти аккорд этого типа для любой тональности. Например, мы хотим построить аккорд F ("фа-мажор") того же типа, то есть с тоникой на первой струне. Пользуясь приложением 1, на- ходим тонику (ноту "фа") на первой струне. Она находится на первом ладу (и на тринадцатом тоже, но там брать не очень удобно). Зная форму аккорда, строим его от первого лада и получаем искомый "фа-мажор" 6 5 4 3 2 1 --|----|----|----|----|----|-- F x1 | | | x5 x1 I --|----|----|----|----|----|-- "Фа-мажор" | | | x3 | | II --|----|----|----|----|----|-- | x5 x1 | | | III --|----|----|----|----|----|-- А теперь разовьем эту идею еще дальше. Представим себе бесконечный виртуальный гитарный гриф. Зная взаиморасположение ступеней, заполним все его лады, начиная, скажем, с первой ступени на первой струне: 6 5 4 3 2 1 ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ --|--------|--------|--------|--------|--------|-- 1 4(11) 7 9+(m) 5 1 --|--------|--------|--------|--------|--------|-- 1лад 9- 5- 7+ 3 5+ 9- --|--------|--------|--------|--------|--------|-- 2 9 5 1 4(11) 6(13) 9 --|--------|--------|--------|--------|--------|-- 3 9+(m) 5+ 9- 5- 7 9+(m) --|--------|--------|--------|--------|--------|-- 4 3 6(13) 9 5 7+ 3 --|--------|--------|--------|--------|--------|-- 5 4(11) 7 9+(m) 5+ 1 4(11) --|--------|--------|--------|--------|--------|-- 5- 7+ 3 6(13) 9- 5- --|--------|--------|--------|--------|--------|-- 5 1 4(11) 7 9 5 --|--------|--------|--------|--------|--------|-- 5+ 9- 5- 7+ 9+(m) 5+ --|--------|--------|--------|--------|--------|-- 6(13) 9 5 1 3 6(13) --|--------|--------|--------|--------|--------|-- 7 9+(m) 5+ 9- 4(11) 7 --|--------|--------|--------|--------|--------|-- 7+ 3 6(13) 9 5- 7+ --|--------|--------|--------|--------|--------|-- 1 4(11) 7 9+(m) 5 1 --|--------|--------|--------|--------|--------|-- 9- 5- 7+ 3 5+ 9- --|--------|--------|--------|--------|--------|-- 9 5 1 4(11) 6(13) 9 --|--------|--------|--------|--------|--------|-- 9+(m) 5+ 9- 5- 7 9+(m) --|--------|--------|--------|--------|--------|-- 3 6(13) 9 5 7+ 3 --|--------|--------|--------|--------|--------|-- 4 7 9+(m) 5+ 1 4(11) --|--------|--------|--------|--------|--------|-- 5- 7+ 3 6(13) 9- 5- --|--------|--------|--------|--------|--------|-- 5 1 4 7 9 5 --|--------|--------|--------|--------|--------|-- 5+ 9- 5- 7+ 9+(m) 5+ --|--------|--------|--------|--------|--------|-- 6(13) 9 5 1 3 6(13) --|--------|--------|--------|--------|--------|-- 7 9+(m) 5+ 9- 4(11) 7 --|--------|--------|--------|--------|--------|-- 7+ 3 6(13) 9 5- 7+ --|--------|--------|--------|--------|--------|-- 1 4(11) 7 9+(m) 5 1 --|--------|--------|--------|--------|--------|-- ... и так далее до бесконечности ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ Мы получили таблицу взаиморасположения ступеней (ТВС) на гитарном грифе. С помощью этой таблицы можно вычислить любой, даже самый сложный аккорд. Например, нужно построить аккорд A7/9- 1. определяем, какие ступени входят в этот аккорд: 1-я, 3-я, 5-я, 7-я и пониженная 9-я. 2. выбираем, на какой струне будет тоника. 3. с помощью таблицы находим на этой струне цифру "1" 4. ищем поблизости на остальных струнах цифры "3", "5", "7" и "9-" в произвольном порядке так, чтобы аккорд было удобней взять. 5. пользуясь приложением 1, находим лад, на котором находится тоника на выбранной струне - аккорд вычислен! Допустим, тоника будет на шестой струне. Пользуясь таблицей, находим варианты аккордов: 6 5 4 3 2 1 --|----|----|----|------------ | | | x9- - - --|----|----|----|------------ вар.1 | x3 | | - - --|----|----|----|------------ x1 | x7 | - - --|----|----|----|------------ 6 5 4 3 2 1 --|---------|----|----|----|-- x1 - x7 | x5 | --|---------|----|----|----|-- вар.2 | - | x3 | x9- --|---------|----|----|----|-- | - | | | | --|---------|----|----|----|-- 6 5 4 3 2 1 --|----|----|----|----|------- x1 | | | | - --|----|----|----|----|------- | | | x3 | - --|----|----|----|----|------- вар.3 | x5 | | | - --|----|----|----|----|------- | | x9- | x7 - --|----|----|----|----|------- Вариантов может быть бесчисленное множество, хватило бы пальцев на левой руке. С помощью приложения 1 находим на шестой струне ноту "ля". Она находится на пятом ладу. Нумеруем лады для найденных вариантов: 6 5 4 3 2 1 --|----|----|----|------------ А7/9- | | | x9- - - III --|----|----|----|------------ | x3 | | - - IV вар.1 --|----|----|----|------------ x1 | x7 | - - V --|----|----|----|------------ 6 5 4 3 2 1 --|---------|----|----|----|-- x1 - x7 | x5 | V A7/9- --|---------|----|----|----|-- | - | x3 | x9- VI --|---------|----|----|----|-- вар.2 | - | | | | VII --|---------|----|----|----|-- 6 5 4 3 2 1 --|----|----|----|----|------- x1 | | | | - V A7/9- --|----|----|----|----|------- | | | x3 | - VI --|----|----|----|----|------- вар.3 | x5 | | | - VII --|----|----|----|----|------- | | x9- | x7 - VIII --|----|----|----|----|------- Следует отметить, что не обязательно, чтобы в аккорд входили все ступени. Например, в первом варианте отсутствует 5-я ступень. Бывают аккорды, где отсутствует даже сама тоника. Во втором и третьем вариантах удобнее брать аккорд без шестой струны, от этого его функция не меняется. Главное, чтобы в аккорде не было лишних ступеней. При построении аккорда с помощью ТВС не обязательно "плясать" от первой ступени, можно и от любой другой. Например, найдем аккорд Gm6 ("соль-минор с секстой"). В него входят 1-я ступень, пониженная 3-я ("m"), 5-я и 6-я. Вот от 6-й ступени и будем отталкиваться. Допустим, что она находится на 4-й струне. Находим в таблице цифру "6" на 4-й струне и рядом ищем "1", "m", и "5". Получаем вариант: 6 5 4 3 2 1 --|----|----|----|----|----|-- | xm | | | | --|----|----|----|----|----|-- | | x6 | | | --|----|----|----|----|----|-- x1 | | xm x5 x1 --|----|----|----|----|----|-- Тоника здесь автоматически обнаружилась на 1-й (6-й) струне. С помощью приложения 1 определяем, что нота "соль" на первой струне находится на третьем ладу. Нумеруем лады и получаем искомый аккорд: 6 5 4 3 2 1 --|----|----|----|----|----|-- | xm | | | | I Gm6 --|----|----|----|----|----|-- | | x6 | | | II --|----|----|----|----|----|-- x1 | | xm x5 x1 III --|----|----|----|----|----|-- Пожалуй, удобнее его брать без 5-й и 6-й струн, тем более что эти ступени уже есть на 3-й и 1-й струнах. При помощи ТВС можно не только искать новые аккорды, но и анализировать уже имеющиеся. Например, помнится, в эхе GUITAR.SONGS кто-то приводил два варианта аккорда Е7 и спрашивал, какой из них правильный: 6 5 4 3 2 1 o | o | o o --|----|----|----|----|----|-- | | | x | | I E7 --|----|----|----|----|----|-- | x | | | | II --|----|----|----|----|----|-- вар.1 | | | | | | III --|----|----|----|----|----|-- 6 5 4 3 2 1 o | | | | o --|----|----|----|----|----|-- | | | x | | I E7 --|----|----|----|----|----|-- | x x | | | II --|----|----|----|----|----|-- вар.2 | | | | x | III --|----|----|----|----|----|-- Пользуясь приложением 1, определяем что нота "ми" (тоника аккорда) находится на открытой шестой (первой) струне. С помощью ТВС определяем, какие ступени присутствуют в этих аккордах: 6 5 4 3 2 1 o1 | o7 | o5 o1 --|----|----|----|----|----|-- | | | x3 | | I E7 --|----|----|----|----|----|-- | x5 | | | | II --|----|----|----|----|----|-- вар.1 | | | | | | III --|----|----|----|----|----|-- 6 5 4 3 2 1 o1 | | | | o1 --|----|----|----|----|----|-- | | | x3 | | I E7 --|----|----|----|----|----|-- | x5 x1 | | | II --|----|----|----|----|----|-- вар.2 | | | | x7 | III --|----|----|----|----|----|-- В обоих вариантах присутствуют 1-я, 3-я, 5-я и 7-я ступени. Следовательно, оба варианта верны. Таков общий принцип построения и анализа аккордов с помощью ТВС. Еще раз хочу подчеркнуть, что все зависит от Вашей фантазии. Вы можете использовать любые аккорды, главное, чтобы произведение, которое вы исполняете, звучало так, как нравится Вам и Вашим друзьям. Не бойтесь экспериментировать, и Вы добьетесь своего. Желаю всем творческих успехов! Андрей Антонов, г. Севастополь
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Расположение нот на гитарном грифе: 6 5 4 3 2 1 E A D G B E --|-------|-------|-------|-------|-------|-- I F A#(Bb) D#(Eb) G#(Ab) C F --|-------|-------|-------|-------|-------|-- II F#(Gb) B E A C#(Db) F#(Gb) --|-------|-------|-------|-------|-------|-- III G C F A#(Bb) D G --|-------|-------|-------|-------|-------|-- IV G#(Ab) C#(Db) F#(Gb) B D#(Eb) G#(Ab) --|-------|-------|-------|-------|-------|-- V A D G C E A --|-------|-------|-------|-------|-------|-- VI A#(Bb) D#(Eb) G#(Ab) C#(Db) F A#(Bb) --|-------|-------|-------|-------|-------|-- VII B E A D F#(Gb) B --|-------|-------|-------|-------|-------|-- VIII C F A#(Bb) D#(Eb) G C --|-------|-------|-------|-------|-------|-- IX C#(Db) F#(Gb) B E G#(Ab) C#(Db) --|-------|-------|-------|-------|-------|-- X D G C F A D --|-------|-------|-------|-------|-------|-- XI D#(Eb) G#(Ab) C#(Db) F#(Gb) A#(Bb) D#(Eb) --|-------|-------|-------|-------|-------|-- XII E A D G B E --|-------|-------|-------|-------|-------|-- XIII F A#(Bb) D#(Eb) G#(Ab) C F --|-------|-------|-------|-------|-------|-- XIV F#(Gb) B E A C#(Db) F#(Gb) --|-------|-------|-------|-------|-------|-- XV G C F A#(Bb) D G --|-------|-------|-------|-------|-------|-- XVI G#(Ab) C#(Db) F#(Gb) B D#(Eb) G#(Ab) --|-------|-------|-------|-------|-------|-- XVII A D G C E A --|-------|-------|-------|-------|-------|-- XVIII A#(Bb) D#(Eb) G#(Ab) C#(Db) F A#(Bb) --|-------|-------|-------|-------|-------|-- XIX B E A D F#(Gb) B --|-------|-------|-------|-------|-------|-- XX C F A#(Bb) D#(Eb) G C --|-------|-------|-------|-------|-------|-- XXI C#(Db) F#(Gb) B E G#(Ab) C#(Db) --|-------|-------|-------|-------|-------|-- XXII D G C F A D --|-------|-------|-------|-------|-------|-- XXIII D#(Eb) G#(Ab) C#(Db) F#(Gb) A#(Bb) D#(Eb) --|-------|-------|-------|-------|-------|-- XXIV E A D G B E --|-------|-------|-------|-------|-------|-- ПРИЛОЖЕНИЕ 2 FAQ-ЛИСТ Вопрос: В обозначениях аккордов часто встречаются всякие таинственные знаки типа "sus", "аug", "dim" и другие. Ответ: Csus - это то же, что C4 ; Caug - это то же, что C5+ ; Cdim (или C с ноликом) - это уменьшенный аккорд, то же, что и Cm6/5- ; Cmaj (или Cmaj7+) - это то же, что C7+ ; C с перечеркнутым ноликом - полууменьшенный аккорд, то же что Cm7/5- . Вопрос: Если 4-я ступень совпадает с 11-й, 6-я с 13-й, 9+ с минорной терцией, то чем же отличаются аккорды: С4 и С11; D6 и D13; E9+ и Em ? Ответ: если в обозначении аккорда встречаются цифры 11 или 13, то в нем, кроме 4-й или 6-й ступени обязательно должна присутствовать и 7-я (а иногда и 9-я): С11=С4/7(C4/7/9); D13=D6/7(D6/7/9). Например, легендарная "Venus"("She's got it") группы Shocking Blue начинается с аккорда B11: 6 5 4 3 2 1 --|----|----|----|----|----|-- x1 | x7 | x5 x1 VII B11 --|----|----|----|----|----|-- | | | | | | VIII --|----|----|----|----|----|-- | x5 | x4(11) | IX --|----|----|----|----|----|-- Отдельный случай для аккордов, где есть 9+ Это так называемый "расщепленный" аккорд. Он несет в себе функции и мажора, и минора, так как в нем присутствует и мажорная терция, и увеличенная нона, совпадающая с минорной терцией. Как правило, в нем также присутствует и 7-я ступень. Этот аккорд любил исполь- зовать в своих композициях Джимми Хендрикс: 6 5 4 3 2 1 o1 | o7 | | | --|----|----|----|----|----|-- | | | x3 | | I E7/9+ --|----|----|----|----|----|-- | x5 | | | | II --|----|----|----|----|----|-- | | | | x7 x9+(m) III --|----|----|----|----|----|-- Вопрос: что такое знаки "#" и "b" в обозначениях аккордов? Ответ: "#" - это знак "диез", обозначающий повышение на пол-тона или на один лад вниз по грифу. "b" - это знак "бемоль", обозначающий понижение на пол-тона или на один лад вверх по грифу. Если эти знаки стоят сразу после буквы, обозначающей аккорд, то повышается или понижается весь аккорд. Например: C# - это аккорд "до-диез-мажор", который можно получить, сдвинув аккорд "до-мажор" на один лад вниз по грифу. Если эти знаки стоят чуть выше, перед цифрами, в этом случае они заменяют знаки "+" или "-". Разница только в том, что "+" или "-" ставятся не перед, а после цифр: 7/5+ то же, что 7#5; 7/9- то же, что 7b9 Вопрос: в одной книге встретил аккорд Е11+ , а в таблице ТВС нет такой ступени 11+ . Как же найти этот аккорд? Ответ: Действительно, в некоторых джазовых школах встречается повышенная ундецима 11+ . Легко догадаться, что она совпадает с пониженной квинтой (5-), так как на грифе за 11 ступенью на следующем ладу находится именно 5- . Поэтому аккорд E11+ гармонически будет равен E7/5- Вопрос: Пользуясь ТВС, я построил аккорд Asus (то же, что A4) следующим образом: 6 5 4 3 2 1 --|----|----|----|----|----|-- x1 x4 | | x5 x1 V Asus --|----|----|----|----|----|-- | | | x3 | | VI --|----|----|----|----|----|-- | | x1 | | | VII --|----|----|----|----|----|-- А он совершенно не вписывается в мелодию песни. В чем дело? Ответ: Дело в том, что в этом аккорде не должно быть 3-й ступени. Аккорд со знаком "sus" (или с цифрой 4) имеет 4-ю ступень, которая полу- чается путем повышения 3-й ступени на пол-тона, или на один лад вниз по грифу. Поэтому этот аккорд следует брать так: 6 5 4 3 2 1 --|----|----|----|----|----|-- x1 x4 | | x5 x1 V Asus --|----|----|----|----|----|-- | | | | | | VI --|----|----|----|----|----|-- | | x1 x4 | | VII --|----|----|----|----|----|-- Замечания и вопросы присылайте по адресу: Fidonet: 2:4600/103.10 Andrey Antonov.Изменения и дополнения приветствуются. ?Примечание: В аккордах, которые Вы увидите на этой странице, нота "Си" обозначается буквой "H", а буквой "B" обозначен "Си-бемоль" (в УВАГе - Bb). Таким образом ряд получается следующий: C D E F G A B H до ре ми фа соль ля си-бемоль си Следовательно, чтобы не запутаться, везде, где в УВАГе встречается нота "B", заменяйте ее на "H", там, где "Bb" - на "B".